Конспект НОД в подготовительной группе по теме: «Покинув страны южные, вернулись птицы дружные»
Составили: Гринкевич Н.В., воспитатель
Фоменкова Т. П., учитель- логопед
Ракчеева Н.Ю., инструктор по физической культуре
Цель: Обобщение у детей подготовительной группы представлений о перелётных птицах детей подготовительной речевой группы, через вовлечение их в различные виды деятельности.
Задачи:
Образовательные:
- совершенствование навыков ведения беседы и умения отвечать на вопросы по теме «Перелётные птицы»
- совершенствование навыков грамматического строя речи, звукового анализа и синтеза слов, слоговой структуры слов, умения согласования имен числительных с именами существительными, посредством дидактических игр «Назови ласково», «Домик для птиц», «Угадай по первой букве», «Живые звуки»
Развивающие:
- развитие умения ориентировки в пространстве с помощью схемы «Как летят птицы»
- развитие умения пространственного ориентирования, посредством напольных маркеров (стрелочки разного цвета)
Воспитательные:
- воспитание любви и бережного отношения к природе
- умение соблюдать правила игры, обращаться с просьбой
- умение проявлять навыки сотрудничества, доброжелательности взаимопомощи
- умение выслушивать своего товарища.
Планируемые результаты:
- дошкольники могут с помощью взрослого поддерживать беседу по теме: «Перелетные птицы»
- умеют выполнять звуковой анализ слов и деление слов на слоги, подбирают слова признаки, посредством дидактических игр
- умеют работать в группе, подгруппах, используя навыки сотрудничества, доброжелательности взаимопомощи.
- умеют ориентироваться в пространстве, посредством напольных маркеров и с помощью схем.
Предметно –практическая среда: запись весенней песенки «Весна -красна идёт», предметные картинки перелетных птиц, разрезные картинки перелётных птиц, солнышко с лучиками, стрелочки –указатели, таблички с названиями станций, пеньки с буквами (мягкие модули), разрезные картинки букв, счётные палочки, мяч атрибуты к подвижным играм (утки, гуси, кукушка), карточки схемы, обручи, платок.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная.
Среда взаимодействия: педагог – ребенок, ребенок – ребенок.
Предметно- пространственная среда: групповое помещение, спортивный
зал, групповое помещение.
Предварительная работа: наблюдение за птицами во время прогулки; рассматривание иллюстраций, продуктивная деятельность по теме, чтение стихов, рассказов о птицах, дидактические игры: прослушивание музыкальных произведений по теме «Птицы», подвижные игры.
Ход занятия- путешествия:
1.Мотивационно- побудительный: Под музыку песенку «Весна- красна идёт!» дети входят в группу и встают возле педагога.
Проводится игра приветствие «Улыбнитесь всем вокруг»
Улыбнитесь всем вокруг.
Дайте руку другу справа
Дайте руку другу слева
И скорей вставайте в круг!
Воспитатель: ребята, послушайте загадку:
Она приходит с ласкою
И со своею сказкою
Волшебной палочкой взмахнёт,
В лесу подснежник расцветёт.
Рыхлый снег на солнце тает
Ветерок в ветвях играет
Звонче птичьи голоса,
Значит, к нам пришла
(ответы детей)
Воспитатель: Вы правильно отгадали. А вместе с весной к нам возвращается теплое солнышко. Посмотрите к нам в группу заглянуло весеннее солнышко. Но с нашим солнышком что- то не так, чего не хватает у нашего солнышка. (ответы детей)
Воспитатель: мы поможем солнышку найти лучики? (ответы детей)
Воспитатель: тогда отправляемся в путешествие на поиски лучиков. А поможет нам в этом игра «Весенний квест». На каждой станции квеста за правильно выполненное задание вы получите лучики от солнышка. Пройдя все станции, мы соберем все лучики и вернем их нашему солнышку.
2.Основной:
Воспитатель: Посмотрите у нас карточки с цифрами 1,2,3,4. Вытягивайте любую.
Дети по желанию вытягивают карточки с цифрами и отправляются на соответствующую цифре станцию. Путь к станциям отмечен напольными маркерами разного цвета
- Станция «Собирай-ка» к ней ведут зелёные стрелочки.
Дети вместе со взрослым читают название станции.
(На столе лежат разрезные картинки, собрав которые дети узнают названия птиц, которые прилетаю из теплых стран к нам)
Примерные вопросы:
-Что получилось?
- Назовите получившихся птиц?
-Какие это птицы?
- Расскажите, что общего у всех этих птиц? (Модель птицы: голова, хвост, крылья, клюв, лапы, перья).
- У всех птиц одинаковое строение, а люди птиц называют по-разному. А в чём различия?
Воспитатель: Вы справились с заданием и получаете два лучика.
- Станция «Грамотейка» к ней ведут красные маркеры
Дети вместе со взрослым читают название станции.
Учитель - логопед: На пеньках лежат разрезанные буквы (буквы разрезаны на 2 части). Ребята возьмите у меня одну половинку от буквы и найдите вторую часть своей буквы на пеньке.
Учитель - логопед: присаживайтесь на пеньки и слушайте внимательно.
Звучит фонограмма птичьего пенья. Проверяется правильно ли дети собрали буквы.
Учитель - логопед: Догадайтесь, какая птичка сидела на вашем пеньке, если ее название начинается с той буквы, которая у вас в руках.
(буква У – утка, буква А – аист, буква Г – грач, буква Т – трясогузка, буква С – скворец, буква Ж – жаворонок, буква Л – лебедь, буква К – кукушка.
Учитель - логопед: ребята, назовите птиц согласно букв, которые Вы сложили (ответы детей)
Учитель - логопед: а сейчас назовите звуки, на которые начинаются названия ваших птиц? (ответы детей)
Учитель - логопед: все звуки названы правильно и в награду интересная игра «Живые звуки».
Дети строят звуковой домик для слова ПТИЦЫ
Игра с мячом «Назови ласково»
Дети на ковре образуют круг
Учитель - логопед: Я называю вам слово – предмет и бросаю мяч. Вы ловите мяч, называете этот предмет ласково и возвращаете мяч обратно.
Примерные слова:
гнездо
перо
клюв
аист
утка
трясогузка
кукушка
скворец
Учитель - логопед: Вы успешно прошли станцию «Грамотейка», вот Вам лучики для солнышка.
- Станция «Поиграй-ка» к ней ведут синие маркеры (в спортивном зале).
Инструктор по физкультуре: Здравствуйте ребята! Вы попали на станцию поиграй - ка. (Предлагает детям карточки с цифрами для выбора игр)
Проводит игру: «Перелет птиц»
Дети по команде латают по залу, врассыпную подражая птицам, по сигналу инструктор показывает карточку – схему, в соответствии которой дети выстраиваются клином, стайкой, шеренгой, дугой.
Инструктор по физкультуре: Предлагает карточку для выбора игры.
Проводит игру: «Займи гнездо»
Раскладываются обручи по залу (гнезда), обручей меньше чем детей, по сигналу дети разбегаются по залу, врассыпную подражая птицам, по команде займи гнездо, дети забегают в обручи, кому не хватило гнезда выходит из игры. (Игра повторяется 2 раза)
Инструктор по физкультуре: предлагает последнюю карточку.
Проводит игру: «Птицелов»
Дети самостоятельно выбирают птицелова
Играющие выбирают себе названия птиц, голосу которых они будут подражать, становятся в круг. В центре круга птицелов с завязанными глазами. Птицы водят хоровод и повторяют слова:
Во лесу в лесочке,
На заснеженном дубочке
Птички весело поют.
Ах, птицелов идет,
Он в неволю нас возьмет.
Птицы, улетайте!
Птицелов хлопает в ладоши и начинает искать птиц. Тот ребёнок, который оказался пойманным, кричит подражая какой-либо птице. Водящий должен угадать имя игрока и название птицы.
Игра повторяется 3 – 4 раза. После чего дети с помощью волшебной палочки превращаются обратно (игра повторяется 2 раза).
Инструктор по физкультуре: Вы отлично поиграли, вот Вам лучики от солнышка.
- Станция «Сосчитай-ка» к ней ведут жёлтые маркеры.
Игра «Пёрышки»
Воспитатель: Посмотрите, а что это у нас здесь? Кто потерял эти пёрышки? Сейчас мы поиграем в игру и узнаем какое перо от какой птицы (перья с цифрами 1 2 3 4, соответствуют птицам грач, скворец, кукушка, жаворонок. Цифра обозначает количество слогов в слове).
Дети считают количество слогов в названиях птиц, и подбирают пёрышки к птицам.
Воспитатель: Все перышки найдены, держите лучики для солнышка.
Когда дети прошли все станции.
Воспитатель: все станции пройдены, собраны все лучики и сейчас мы вернём их солнышку.
Дети, называя слова признаки весеннего солнышка, прикрепляют лучики к солнцу с помощью магнитов.
- Рефлексивный:
Воспитатель: Вы сегодня хорошо поработали! Много рассказали о птицах, проявили старание при выполнении заданий. И сейчас попробуйте сами оценить свои действия во время путешествия, а помогут нам в этом бумажные кораблики. Кто считает, что сегодня работал очень хорошо возьмите красные лодочки, у кого были трудности возьмите синие лодочки.
(мини – беседа на тему почему такого цвета лодочка)
Воспитатель: у меня для вас приятный сюрприз, лодочки, которые Вы выбрали можно с родителями отправить в путешествие по весенним ручейкам и пусть все увидят, что весна уже пришла к нам.